Население.

 

Кто же населял теперешний Мариинский район в далеком про­шлом, кто они, чьего роду-племени?

Оказывается, не на необитаемое место пришли русские. Здесь с незапамятных времен жили люди. Селькупы (или остяки), на месте их зимнего улуса и основан Мариинск, они относятся к группе фин-ско-угорских племен. Их занятием было рыболовство и охота на диких зверей, которые давали мясо и мех.

В.К.Семенов-Тян-Шанский в своих дневниках писал: «...на всей фигуре остяка лежит след одичалости и забитости. Небольшого роста, со впалой грудью и как-то безжизненно висящими длинными руками, черными, узкими, вечно гноящимися и тусклыми глазами и черными же жесткими волосами, густыми никогда нечесаными космами, падающими на плечи, он производил неприятное впечатление. Скуластое лицо грязно-серого цвета с широким ртом и тонкими губами и с крайне слабой растительностью только дорисовывают его мрачную и угрюмую фигуру. Полукочевой образ жизни заставляет остяка иметь два жилища — зимнее и летнее. Зимняя

 юрта — бревенчатый сруб, покрытый дерном с плоской крышей и пристроенными спереди небольшими сенями, в которых хранится разная рухлядь. Зимнее жилье обставлено внутри несравненно бедно. Здесь вы не встретите ни русской мебели (столов, шкафов), ни даже посуды. В углу юрты находится чувал с прямой трубой, закрываемый снаружи куском дерна. Здесь остяки варят себе рыбу, кипятят чай, варят бурдюк (род похлебки из муки, мяса и жира), тут же пекут лепешки из ржаной муки, втыкая их на палочки в землю около самого огня. Мясо и рыбу едят чаще в сыром виде и без соли, макая куски мяса в теплую, еще дымящуюся кровь животного. Роль тарелок и мисок играют маленькие корытца, причем обязанность судомоек справляют у остяков собаки, которым в той же посуде отдаются остатки обеда, чисто вылизанная ими посуда не перемывается снова. Остяки вообще раздражительны и жестоки, но, если их не задевать, скромны, молчаливы, честны, доверчивы, услужливые, гостеприимные. Женщины у них в большом пренебрежении. В народном творчестве остяков преобладают монотонные и заунывные песни, распеваемые под звуки лебедя (род гуслей с восемью медными струнами и домры, род пятиструнной скрипки)...».

Еще до прихода русских селькупы, вытесняемые чулымскими татарами, стали откочевывать на север. В настоящее время они живут по реке Таз и в бассейне Обской губы.

   Другой народ, населявший берега Кии, были чулымские татары, пришедшие незадолго до русских, но это не совсем татары. Они отличаются по своему физическому типу и по бытовым чертам. По своему происхождению они финны, но отатарившиеся до потери всех признаков своей народности. Они среднего роста, широкоплечи, сутуловаты, носят длинные волосы, подстриженные под кру­жок, у них красивые глаза, густые брови и белые, как снег, зубы, лицом смуглы и скуловаты. Они жили в зимних и летних юртах. Зимняя юрта представляла многоугольный сруб до двух с половиной метров высоты, оканчивающейся вверху конусом из досок или бересты с отверстием для выхода дыма. Дверь небольшая деревянная. Посредине горит костер, на котором варится пища. Вдоль стен тянутся лавки, на которых стоят сундуки с пожитками. На стенах полочки с иконами (они христиане). Летняя юрта — простые шалаши, покрытые берестой или войлоком... Главным занятием чулымцев были рыболовство, звериный промысел и сбор кедровых орехов, но некоторые приобщались к земледелию и скотоводству.

Чулымцы быстро обрусели и местами забывали свой язык. В деревне Кураково, близ Чумая, и в настоящее время живут такие люди. На вопрос: «Вы татары?». Они говорят нет, мы «ясашные». Показали икону, которой более 300 лет, но не разобрать, что изображе­но. Продать отказались. Она переходит из поколения в поколение.

13 декабря 1760 года появился Указ сената о переселении в Сибирь. По этому Указу крепостные крестьяне, которым надлежало идти в рекруты на 25 лет, переселялись в Сибирь. Родственников таких переселенцев мы встречали в деревне Подъельники Мариинского района.

 

                  

                        Сибирские крестьяне. Начало XVIII века

 

С приходом русских в Сибири появились и представители других национальностей, которые попали сюда случайно и в небольшом количестве. Это финны, немцы, поляки, цыгане, евреи, мордва и др. В период 30—60-х годов XIX в. после польских восстаний в Сибирь ссылались тысячи поляков, в том числе и в Мариинский округ. Цыгане кочуют по всей Сибири, но жили в городе, даже в народе эту улицу называли «цыганской», хотя официально она называлась Алексеевской (сейчас Коммунистическая). Мордва рассе­лилась между русскими. Мордвины считались хорошими поварами и жили зажиточно. В те далекие времена в Сибири не хватало женщин и это была своего рода трагедия. Правительство неоднократно принимало такие меры, как набор девок в городах для отправки в Сибирь в жены казакам, а также давало разрешение выменивать или покупать у инородцев девочек-подростков (об этом сенатский указ 1826 г.). Казачьи команды нарочно отправлялись в улусы для захвата в плен женщин и девок. Тобольские митрополиты протес­товали против смешения русских с селькупами и татарами, но процесс шел. Влияние смешения крови сказалось главным образом в смугловатости лица и волос, узких глазах и небольшой скуластости. Смешения с северными племенами, такими, как селькупы, влияло на уменьшение роста и плодовитость, но приобретало и по­ложительные черты, такие, как усиление зрения. Если русские под­давались инородническому влиянию, то в большей степени шел об­ратный процесс — обрусение.

Первопоселенцы обычно обосновывались по берегам рек, озер, на возвышенных местах, освещенных солнцем лесных полянах. Академик И.Г.Гмелин, путешествуя по Сибири, писал, что большинство сибирских деревень получило свое название от имени тех крестьян, которые первыми в них поселились, у нас есть такие как Рубино, Богданово, Мелехино и др. Иногда название деревень давалось по озеру, реке, к примеру, как Малопесчанка (или какому-либо примечательному месту: Приметкино, Святогорка, Озерный, Кийское, Антибес, Подъельники и др.).

И возникали вслед за Кийским поселением россиян, в нетронутых еще местах, не жалкие лачуги, а крепкие рубленные усадьбы. Со временем к «однодворцу» переселялись его родственники и свойственники. Некоторые деревни обносили себя укреплениями в виде «рогаток», надолб, и жителям деревень предписывалось властями иметь ружья, порох и свинец или копья. Оборонялись от набегов шаек разбойников и коренных племен, которым они когдато причинили вред: уводили женщин, охотились и рыбачили в их угодьях, собирали непосильные подати и требовали подношения. Хотя с момента покорения Сибири правительственные указы предписывали воеводам, чтобы они обходились с инородцами кротко и «накрепко наказывали служивому сословию, ясачным людям напрасных обид не чинить». Но в то же время за неисправимое отношение в податях приказывалось «бить кнутом нещадно, чтобы неповадно было другим».

 

Hosted by uCoz