Сергей Анатольевич Поползин

Сергей Анатольевич Поползинвыпускник средней школы №12

г. Мариинска. Художник с мировым именем. Слепой художник.

Родился Сергей в 1964 году в Хабаровском крае в маленьком таежном поселке. Вырос в Мариинске, жил с матерью. Отец трагически погиб.  Сергей был, как все, но немножко другой. Часто мог слушать друзей, но думал о чем-то своем. Рисовал. Рисовал везде: дома, на уроках, на переменах. Рисовал на бумаге, картоне, фанере.

Сергей закончил школу, учился в Иркутске в художественном училище, отслужил в армии. Вновь вернулся в Иркутск. Много рисовал, а еще  мастерски делал макеты оружия. Ему нравилось оружие. Случайно  приобрел  ржавый револьвер. Наладил его. Достал холостые патроны, пытался сделать их боевыми. Револьвер щелкал впустую, патроны все были истрачены. А потом случилось непоправимое. В июле 1990 года происходит трагический случай, после которого Сергей лишается возможности видеть.  Спустя несколько лет он скажет: «Случилось то, что случилось. Никому не советую пройти этот путь»

В июле 1990 года происходит трагический случай, после которого Сергей лишается возможности видеть. 
Он еще видел,  как приехала милиция, скорая. Он еще видел все.
Кровь, людей…
 «Там, куда я уходил, была тишина. Там был покой. Там было хорошо, но все-таки я вернулся обратно»  /Это слова Сергея о тех страшных минутах, когда он был между жизнью и смертью/
 Потом была операция.  Как же он надеялся на то, что ему возвратят зрение, когда он «не по звукам, а по свету в окне сможет отличить день от ночи»!    Художник и …тьма. Дни, недели, месяцы депрессии. Однажды почувствовал, что память держит цвета.
Мелькнула мысль – а не попробовать ли?
Друзья отправляют его в Москву. Живет он в каморке на лестничной площадке между этажами в общежитие. Признание приходило очень трудно. Не хватало денег на еду, на краски.
  Он не сдавался.  Рядом были те, кто верил в его силы. Не было аналогов его картинам, не с чем было их  сравнить. Эксперты терялись в оценке. Но картины его жили. Жизнь продолжалась.
  Съемочная группа сняла документальный фильм о слепом художнике.  Были интервью в газете и на радио. Картинами заинтересовались польские художники, они отдыхали на Байкале и приехали посмотреть выставку. Пригласили Сергея в Польшу с его картинами.
  В 1993 году в Москве близкий друг Сергея Поползина Александр Микриков снял о нем документальный фильм. Этот документальный фильм имеется в музее нашей школы.
После трагедии у Сергея обострились слух, память, осязание.   
 Оказалось, что он многое помнит до мельчайших деталей. Он помнит, в     каких пропорциях нужно смешивать краски, чтобы получился нужный цвет. Тюбики с краской он покупает только в России, потому что хорошо помнит их. Раскладывает в определенном порядке, метит насечками. Насечки        определенной конфигурации. Одна большая – на каждый цвет своя.
  Маленькие насечки рядом обозначают оттенок. Он придумал, по его словам, для себя очень простую технику графики.  Сначала на специальной бумаге для слепых делает общую разметку будущей композиции, потом подкладывает копировальную бумагу. Все накладывает на обыкновенный лист. Нащупывает пальцами выпуклые ориентиры. Рисует. Все отпечатывается на нижнем листе рисовальной бумаги. Рисует картины маслом. Холсты использует большие.
  Для ориентации применяет иглы от шприцов, шаблоны, булавки. Рисует художник и акварелью. Через толстую иглу на подготовленный лист акварельной бумаги в нужных местах делает фиксативом необходимые для данной композиции линии и точки, их легко ощущают пальцы.
И если первые свои работы художник создавал сразу /порой приходилось работать по 15 часов в сутки подряд/, то сейчас он освоил технику многослойной живописи.
Картина сначала полностью создается в сознании, продумывается от начала до последнего мазка.  Только после этой серьезной мыслительной подготовки Сергей Анатольевич садится к мольберту и начинает творить. Он помнит все свои картины. Им написано свыше трехсот двадцати картин.  Сергей не пытается описывать их, говорит так: «Все описать невозможно. Выделить одни картины – значит опустить другие. А для меня каждая картина – это кусочек жизни …».
  Боль, страдания, мучительные раздумья создали совершенно нового художника. Сергей Поползин создал свой собственный стиль в написании картин. Стиль слепого художника. Его произведения, как он сам выразился, нельзя отнести к какому – либо одному направлению  в  искусстве. В них и преклонение перед  Эпохой Возрождения, и веяния импрессионизма, и поклонение символам …, вечности.
  Его картины оптимистичны, поражают глубиной внутреннего содержания. Для художника человек и мир вокруг – единое целое.  Картины притягивают к себе, заставляют думать. Вселяют уверенность, желание остановить миг жизни и любоваться им. 
Очень чутко и тонко показываются сиюминутные состояния природы, порой почти неуловимые мгновения жизни
/ «Время», «Точка», /.
 
Интересны его произведения в композиционном решении
/«Штиль», «Разговор»/.
 
Поражают картины яркими красками:  белый снег, голубое небо, огненно-оранжевое пламя свечи, алые розы в черной ночи
/ «Синий пейзаж», «Портрет огня»/.
 
  Картины художника разножанровые: пейзажи, натюрморты, портреты, бытовая живопись, картины - символы
/ «Спасите наши души», «Путь», «Автопортрет», «Клоун» /.

 

 

 

 

 

 

 

                      

Hosted by uCoz